Генеральное консульство Российской Федерации в г. Русе (Республика Болгария)
(+359 82) 82 22 52
/
ru bg

Федеральным законом от 4 ноября 2019 года № 346-ФЗ ратифицирован Протокол о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении от 27 февраля 2009 года, которым предусмотрено следующее

  1. В статье 1 Договора уточнены понятия: «страховой стаж» – период, учитываемый как таковой согласно законодательству каждой Договаривающейся Стороны, и «пенсии и пособия» – денежные выплаты, указанные в статье 2 Договора, включая повышения и надбавки к ним, предусмотренные законодательством Договаривающихся Сторон.

  2. В статье 2 Договора приведены в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» виды пенсий, на которые распространяется действие Договора для Российской Федерации: страховые пенсии по старости, страховые пенсии по инвалидности, страховые пенсии по случаю потери кормильца, фиксированная выплата к страховой пенсии, повышение и (или) увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии и доплата к страховой пенсии, а также накопительная пенсия и иные выплаты за счёт средств пенсионных накоплений.

  3. Статьёй 5 Договора гражданину предоставляется право выбора одного из двух вариантов получения пенсии, согласно которым сумма назначенной по Договору пенсии по его желанию может выплачиваться на территории государства, её назначившего, либо переводиться на территорию другой Договаривающейся Стороны, где гражданин проживает. Перевод пенсий производится путём перечисления ежеквартально до 10 числа последнего месяца квартала на банковский счёт компетентного органа государства проживания, который обеспечивает доставку.

    Кроме того, данная статья дополнена положением о порядке выплаты пенсии в случае переезда пенсионера на постоянное место жительства в третье государство, согласно которому назначенная ему по Договору пенсия продолжает выплачиваться по его выбору либо на территории России, либо на территории Болгарии. 

  4. В статью 6 Договора внесены изменения в части дополнения и уточнения положением о применимом законодательстве (то есть по законодательству какого государства осуществляется уплата взносов на пенсионное страхование при осуществлении работы или иной деятельности), а именно названная статья дополнена новым положением, согласно которому на застрахованных лиц одной Договаривающейся Стороны, которые осуществляют трудовую деятельность и не являются командированными для работы в филиале или постоянном представительстве организации, расположенной на территории другой Договаривающейся Стороны, распространяется законодательство той Договаривающейся Стороны, на территории которой расположены филиал или представительство организации.

  5. Статья 10 Договора изложена в новой редакции, согласно которой при определении права на пенсию по законодательству Российской Федерации учитывается страховой стаж, приобретённый в соответствии с её законодательством, а также на территории бывшей РСФСР. Страховой стаж, приобретённый на территории других бывших республик СССР, не учитывается.

    При этом если страхового стажа, приобретённого по законодательству Российской Федерации (в том числе на территории бывшей РСФСР), требуемого для приобретения права на пенсию, недостаточно, во внимание принимается страховой стаж, приобретённый по законодательству Республики Болгарии, а также третьего государства, с которым Российская Федерация имеет международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании), при условии, что эти периоды страхового стажа не совпадают по времени приобретения и будут подтверждены государством-контрагентом.

    При определении права на пенсию, в том числе с учётом правила суммирования периодов страхового стажа, приобретённого на территории Договаривающихся Сторон, а также третьего государства, величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется только за периоды страхового стажа, приобретённого на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей РСФСР.

    Если величина ИПК не достигает требуемого показателя, то при определении права на пенсию дополнительно применяется величина ИПК, равная единице за один год страхового стажа работы, приобретённого на территории Республики Болгарии, а также на территории третьих государств, с которыми у Российской Федерации заключён международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании). При этом один месяц страхового стажа составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а один день – 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.

    Если общая продолжительность страхового стажа, приобретённого в соответствии с законодательством Договаривающейся Стороны, составляет менее 12 месяцев, то пенсия этой Договаривающейся стороной не устанавливается, кроме случаев, когда этот период страхового стажа даёт право на пенсию.

    При определении права на досрочную пенсию в связи с работой в определённой профессии или на определённой работе согласно законодательству Российской Федерации, аналогичные периоды страхового стажа, приобретённые на территории Республики Болгарии, учитываются на общих основаниях, т.е. «льготный» стаж не суммируется.

    При определении права на пенсию и её размера, которые зависят от количества детей, учитываются дети, рождённые и (или) воспитанные на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей РСФСР. В данном случае речь идет о пенсиях в соответствии со статьей 32 Федерального закона № 400-ФЗ для отдельных категорий граждан, а также о повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии при наличии нетрудоспособных детей, периодов ухода за детьми и коэффициентов, устанавливаемых за указанные периоды, в соответствии со статьями 15 и 17 Федерального закона № 400-ФЗ.

    При определении права на пенсию по случаю потери кормильца и исчислении её размера детям, не достигшим возраста 18 лет, а также старше указанного возраста, обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет учитываются все дети, независимо от места их рождения, в т. ч. на территории третьего государства.

  6. Статья 11 Договора предусматривает, что размер пенсии исчисляется по законодательству Российской Федерации исходя из страхового стажа, приобретённого на её территории, а также на территории бывшей РСФСР. Периоды страхового стажа, приобретённого на территории других бывших республик СССР, а также третьих государств, не учитываются.

    Если продолжительность страхового стажа на территории Российской Федерации и на территории бывшей РСФСР составляет менее требуемой продолжительности страхового стажа для определения права на страховую пенсию, то размер фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также размер повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и увеличения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливаются пропорционально отношению фактической продолжительности страхового стажа, приобретённого на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей РСФСР, к требуемой продолжительности страхового стажа для определения права на страховую пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    При этом следует учитывать, что определение права на страховые пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца не зависят от продолжительности страхового стажа (статьи 9 и 10 Федерального закона № 400-ФЗ), т.е. достаточно одного дня страхового стажа, приобретённого на территории Российской Федерации (РСФСР). Соответственно при установлении пенсий данных видов фиксированная выплата к страховой пенсии определяется в полном объеме в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 16 Федерального закона № 400-ФЗ, в том числе с учётом повышений, предусмотренных статьей 17 указанного Федерального закона.

    При установлении гражданам, проживающим в Российской Федерации, социальных (федеральной или региональной) доплат к страховой пенсии в Российской Федерации учитываются пенсии, назначенные в Республике Болгарии.

  7. В статью 12 Договора внесены изменения, согласно которым социальные пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии неполучения пенсии по законодательству Республики Болгарии.

    Таким образом, лицам, постоянно проживающим в Республике Болгарии, являющимся получателями болгарской пенсии, социальная пенсия Российской Федерацией не устанавливается.

  8. Договор дополнен новой статьей 12.1 в части установления накопительной пенсии и выплат за счёт средств пенсионных накоплений, согласно положениям которой исчисление их размеров и выплата производится согласно законодательству Российской Федерации. Это означает, что установление накопительной пенсии и выплаты за счёт средств пенсионных накоплений производится в соответствии с Федеральным законом № 424-ФЗ и Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счёт средств пенсионных накоплений», а их выплата осуществляется на территории Российской Федерации с применением Положения о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. № 1386, т.е. при ежегодном представлении документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых.

  9. Договор также дополнен новой статьей 20.1, предусматривающей возможность обращения компетентного учреждения одной Договаривающейся Стороны, при выявлении факта выплаты пенсии в размере, превышающем полагающийся гражданину по закону размер пенсии, в компетентное учреждение другой Договаривающейся Стороны.

    Компетентное учреждение, получившее формуляр об удержании излишне выплаченных сумм пенсии, принимает решение об удержании (о невозможности удержания) сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру другой Договаривающейся Стороной. При этом удержание из суммы выплачиваемой российской пенсии производится в порядке, установленном статьей 29 Федерального закона № 400-ФЗ.

    Удержанные в выплатном периоде суммы пенсий засчитываются в счёт средств на выплату пенсий в следующем выплатном периоде.

  10. В статью 23 Договора внесены уточнения относительно пересмотра пенсий, назначенных до вступления в силу Договора, в части определения суммирования размера, который не может быть меньше получаемого размера пенсий (пенсии). В противном случае пересмотр не осуществляется.

    При этом пересмотр пенсии по Договору является окончательным.